ДИКТОР: В соответствии со статьей 41 законодательства о защите прав потребителей проведена экспертиза качества и безопасности продуктов питания в торговых домах Кокшетау. По результатам, бактерий в продуктах не обнаружено. Однако по заявлению ответственных органов, установлены нарушения требований по маркировке. Кроме того, разъяснены нововведения в Законе Республики Казахстан «О защите прав потребителей».
РЗК: С каждым годом количество обращений в департамент растет. По статистике в 2020 году было 54 жалобы, в этом году число заявителей превысило 650. Большинство жалоб касается розничной торговли.
СНХ: ЕРЛАН АУБАКИРОВ – РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ТОРГОВЛИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: С начала года на недобросовестные субъекты бизнеса наложены административные штрафы в размере 2,6 млн тенге. В пользу потребителей взыскано более 52 млн тенге. Поправки предлагаемые законопроектом направлены на повышение ответственности бизнеса и защиту потребительских прав населения.
РЗК: В настоящее время в РК действует четырехступенчатая система защиты прав потребителей. В соответствии с нормами закона граждане, права которых нарушены, сначала должны обратиться к предпринимателю напрямую. В случае, если в ответ на претензию конфликт не урегулирован, потребитель может обратиться в суд. Говоря о поправках в законодательство, нововведения направлены на создание комплексной и эффективной системы защиты прав потребителей с учетом интересов граждан и бизнеса.
СНХ: ЕРЛАН АУБАКИРОВ – РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ТОРГОВЛИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: Можно особо выделить следующие основные изменения. Это 1 – информирование 4-х ступенчатого алгоритма защиты прав потребителей. Введение института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей который будет заниматься рассмотрением жалоб. Законопроектом предусматривается введение гражданско-правовой ответственности предпринимателя, налагаемая в виде штрафа судом в пользу потребителя. Также предолагается распространить правило защиты прав потребителей на сферу жилищно-коммунального потребления.
РЗК: С начала года областным департаментом комитета технического регулирования и метрологии проведено более 200 проверок. По ним выявлены 235 нарушений. В результате наложены штрафы на 21 млн. тенге, взыскано более 18 млн.
СНХ: НУРБЕК ХАБИЕВ – РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА КОМИТЕТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И МЕТРОЛОГИИ: Исходя из результатов проведенного государственного контроля за указанный период наибольшее число нарушений по соблюдению законодательства «Об обеспечении единства измерений» это в части метрологии. Выданы заключения по результатам профилактического контроля без посещения 206. Вынесено 29 постановлений об административных правонарушениях. Департаментом рассмотрено 12 обращений физических и юридических лиц и даны исчерпывающие ответы на все.
РЗК: Отметим, что за нарушения прав потребителей которые не урегулированы в досудебном порядке, предпринимателям грозит штраф. Его размер – от 10 до 50% от суммы иска потребителя. Также Министерство торговли и интеграции планирует запустить общественную концепцию «Сапалы өнім» / «Качественная продукция». Законопроектом предлагается повысить роль общественных институтов защиты прав потребителей, в том числе путем внедрения омбудсмена в данной сфере.
ЭЛЬМИРА ОСПАНОВА, САМАЛ ИСКАКОВА, ПАВЕЛ СОЛОВЬЕВ, ЖАМБЫЛ БАЛТАЕВ, КОКШЕ АКПАРАТ