ДИКТОР: С этого года таксисты, должны зарегистрироваться в качестве частных предпринимателей. Согласно законопроекту, водители такси, работающие с мобильными приложениями, обязаны подписывать трудовой договор с транспортными компаниями. В случае несогласия, гражданине могут подать заявление в акимат как частный предприниматель.

РЗК: Водители могут зарегистрироваться онлайн в качестве индивидуального предпринимателя с помощью мобильных приложений «Е-салық азамат», «Еgov». Ставка налога составит 1% от дохода. В прошлом году в области в качестве частных предпринимателей зарегистрировались около 1000 таксистов.

СНХ: ШЫНАР МУСИНА - РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ: У нас планируется для таксистов платформенная занятость. Например, если такси зарегистрировано на платформе Яндекс, то платформа сама за этого таксиста будет оплачивать все налоги, предоставлять за него налоговый отчет, и ставка будет составлять в размере 4%. Это 1% налогов, и 3% социальных платежей. Данный пилот сейчас работает в Алмате и в Астане, но в ближайшее время будет по всем городам. Если осуществляется предпринимательская деятельность, то соответственно без регистрации к нему будут вопросы с налоговых органов. Потому что, согласно предпринимательскому кодексу, если физическое лицо имеет доход больше 12 минимальных заработных плат, то соответственно он должен зарегистрирован в качестве ИП. Предприниматель, если решит зарегистрироваться, он в любой момент может зарегистрироваться в качестве ИП. Проверок пока нет. Согласно Кодексу об административно-правовых нарушениях есть статья за незаконное предпринимательство.

РЗК: Несмотря на то, что большинство таксистов зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, они против уплаты налогов зимой. Все это из-за плохой погоды, не позволяющей водителям отправиться в путь каждый день.

СНХ: АБЫЛАЙ КОЖАМЖАРОВ – ТАКСИСТ: Работаю на маршруте Астана-Кокшетау. Люди оплачивают проезд наличными, есть и переводы. Платить налог я против. Потому что сейчас сложное время. Кому-то другому, наверное, легче, но нам очень тяжело. Тем более мы едем в зимний месяц каждые два, три дня. Я согласен заплатить, если у меня есть летний день, но зимние дни очень тяжелые. Я могу стоять 6 дней и в 7 день выехать в Астану. Машин очень много. Все должны содержать детей. У меня нет возможности заплатить. У меня ИП, раньше работал на автобусе. Сейчас здесь.

РЗК: Мнение водителей об этом нововведении разнообразно. Некоторые категорически против. А кто-то говорит, что лучше оформить индивидуальное предпринимательство. Ведь это их единственный источник дохода.

ВЕРОНИКА ЦВЕТКОВА, САНИЯ ЖАНБЫРШЫ, ПАВЕЛ СОЛОВЬЕВ, КОКШЕ АКПАРАТ