ДИКТОР: История, вызвавшая широкий общественный резонанс, получила продолжение. В Кокшетау за последние три года 18 детей были сняты с обучения по заключениям ПМПК. Напомним, на прошлой неделе в нашу редакцию обратились родители детей с особыми образовательными потребностями. Один из ребят, не допущенных к учебному процессу, прошёл дообследование. Наша съёмочная группа побывала в областной психолого-медико-педагогической комиссии и выслушала мнения всех сторон — родителей, специалистов и представителей школы.

РЗК: Один из воспитанников специальной школы-интерната №1 города Кокшетау был направлен на дополнительное обследование. По его итогам ПМПК рекомендовала альтернативные формы обучения. Однако предложенные варианты не устроили родителей.

СНХ: ДАУРИЯ ТУЛЕШЕВА – МАТЬ ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА: Сегодня у нас проходит вторая комиссия. Я думаю, что сейчас нам предложат рабочие варианты именно по обучению наших детей, так как те варианты, которые нам предлагают на сегодняшний день, не подходят. Они не рабочие, такие, как определение ребенка в кабинет коррекции, либо отправить ребенка в МСУ. В МСУ, во-первых, нужно ждать несколько лет очереди. Если рассматривать МСУ, нужно расширять его возможности принять таких детей. Также будет вопрос ставить о специалистах, которых, опять же, недостаточно всегда. Я надеюсь, что сегодняшняя комиссия пройдет благополучно для моего ребенка, что решится вопрос, все-таки будут защищены его конституционные права и ребенку моему дадут учиться в школе.

РЗК: Процедура дообследования заняла более 40 минут. В ходе работы специальные педагоги – социальный педагог, тифлопедагог, сурдопедагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, медицинский работник, психиатр, невропатолог провели комплексное психолого-педагогическое обследование. Процесс включает оценку уровня развития, адаптационных способностей, а также образовательных потребностей.

СНХ: САУЛЕ ЕСКЕНДИРОВА – РУКОВОДИТЕЛЬ ПМПК г. КОКШЕТАУ: Психолого-медико-педагогические консультации являются специальными организациями образования, которые проводят оценку особых образовательных потребностей детей и определяют их дальнейший образовательный маршрут. В данном случае, 8 сентября, ребенок был направлен на дообследование, так как в типовых правилах деятельности психолого-медико-педагогических консультаций ребенок может при плохом самочувствии, либо бывает, что ребенок не входит в контакт со специалистами ПМПК, либо, в какой-то из своих особенностей, мы можем назначить повторное обследование, что в данном случае произошло. В данное время, 22 сентября, ребенок находится на обследовании. По итогам психолого-медико-педагогического обследования данные рекомендации будут озвучены и выданы маме через портал.

РЗК: На обследовании присутствовала и представитель уполномоченного по правам человека Республики Казахстан по Акмолинской области.

СНХ: ГУЛЬНАРА ДЖАНБЕКОВА – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА РК ПО АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ: Ко мне на личный приём обратились 14 мам, которые воспитывают деток с инвалидностью, тоже о нарушении законодательства об образовании. Конечно же, каждое обращение мы рассматриваем очень тщательно. Одно из моих направлений — восстановление, соблюдение и восстановление прав граждан, относящихся к социально уязвимым группам населения. Но здесь наша самая главная задача. В любых действиях в отношении детей с инвалидностью нужно учитывать наивысший интерес ребёнка, в том числе и на получение образования. И в данном случае сейчас родители попросили меня участвовать на комиссии ПМПК – психолого-медико-педагогическая консультация, чтобы объективно убедиться и посмотреть, насколько при проведении консультации ребёнка были соблюдены его права. Поэтому мы сейчас здесь находимся, чтобы права детей не нарушались и по возможности, чтобы они восстанавливались оперативно.

РЗК: Комментарий дали и в спецшколе, где ребёнок учился три года. В текущем учебном году он перешёл в 4-й класс. Для него была разработана и адаптирована индивидуальная облегчённая образовательная программа, с учётом его особенностей и потребностей.

СНХ: ОЛЬГА БУРДИНСКАЯ – ДИРЕКТОР СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №1 г. КОКШЕТАУ: Конкретно по данному случаю, что я хочу пояснить. На самом деле, последние три года обучался в нашей школе. Мы обучили наших педагогов. За этот период 4 педагога прошли курсы дополнительного образования, ездили в Астану. По возможности мы приобрели необходимое оборудование. Педагоги получили дополнительное образование, как тифлопедагоги. Но применить его не потому, что он с нарушением зрения, а потому, что в силу своих возможностей интеллектуального развития он не берет программу. Почему он у нас оказался… Первичное, именно нарушение интеллекта. Но ту программу, которая определена на сегодня, он не берет. Ему нужно именно в рамках другой работы построить свой дальнейший маршрут.

РЗК: По итогам повторного обследования семье были даны рекомендации обратиться в Центр специальных социальных услуг, либо в кабинеты коррекции. Однако, как отмечают родители, на данные услуги существует очередь, и на сегодня помощь откладывается. «Это не решает проблему, потому что ребёнок сейчас находится дома», — подчёркивают они. В настоящее время рассматривается вопрос строительства специализированных центров. Однако для их реализации необходимы, как государственное финансирование, так и годы. Тем временем, количество детей с особыми образовательными потребностями в регионе растёт. Сегодня их более 13,5 тысяч. Это на 1 668 детей больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наша редакция продолжит следить за развитием событий.

АРАЙЛЫМ ШЫТЫРЫМБЕК, ПАВЕЛ СОЛОВЬЕВ, МЕДЕТ КАИРКЕНОВ, КОКШЕ АКПАРАТ