ДИКТОР: Сфера защиты прав потребителей в Казахстане сегодня является одной из проблемных в стране. Основные причины, это: слабое знание своих прав и законов среди граждан, сложная структура разрешения конфликтов сторонами, незнание потребителями алгоритма действий при разрешении потребительских споров. В этой связи уже как год работает Единая информационная система защиты прав потребителей. Для чего она предназначена, какие вопросы поможет решить и как ей пользоваться расскажет моя коллега Александра Гауэрт.
РЗК: Единая информационная система защиты прав потребителей предназначена для оперативного рассмотрения обращений и разъяснения норм законов. Каждый житель c помощью мобильного телефона или компьютера, по адресу: e-tutynushy.kz , может заявить об ущемлении его прав.
СНХ: МАКСАТ СЕИТОВ – ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: Жители страны каждый день приобретают товары и услуги и сталкиваются с недобросовестным отношением продавца. К сожалению, такое случается, когда при покупке товара, права потребителей нередко нарушаются. Главная задача единой информационной системы, это улучшить качество жизни, с целью решения возникающих вопросов. Это платформа для потребителей, услугодателей, неправительственных организаций и государственных органов.
РЗК: Как разместить жалобу в ЕИС? Для этого потребителю, находясь в торговой точке, необходимо на главной странице сайта выбрать организацию для подачи обращения. Перейти в окно «отправить обращение», затем заполнить форму. Основное условие – это наличие документов, подтверждающих возникновение потребительского спора с юридическим лицом. И еще, потребителю необходимо зарегистрироваться, указав ФИО, ИИН, электронный адрес и телефон для обратной связи. На сегодняшний день платформа успешно работает.
СНХ: ЖАЗИРА КОШИГУЛОВА – ЖИТЕЛЬНИЦА г. КОКШЕТАУ: В случае нарушения моих прав, я могу обратиться в государственную службу по защите прав потребителей. Кроме того есть база, я ей уже пользовалась. У меня был один раз случай, я покупала в бутике косметику. Я хотела ее вернуть, но мне отказали. Не отходя от бутика, я открыла гугл, вбила название базы, отправила туда обращение и мне в тот же день ответили. Всем советую, очень удобно!
СНХ: ЖАНАР КАБИДЕНОВА – ЖИТЕЛЬНИЦА г. КОКШЕТАУ: Со мной произошел потребительский спор, после чего я обратилась на платформу e-tutynushy.kz. Зашла там же в магазине и оставила свою заявку. После чего со мной на следующий день связались сотрудники департамента. Потребительский спор был решен в мою пользу! А в магазине мне не хотели давать обменивать товар в течение 14 дней, надлежащего качества. И не хотели давать контакты руководителя.
РЗК: А как предпринимателю увидеть эту жалобу? Для этого он должен зарегистрироваться в ЕИС. Это позволит: получать жалобы от потребителей напрямую, своевременно урегулировать спор на первом этапе, разрешив его мирным путем «здесь и сейчас».
АЛЕКСАНДРА ГАУЭРТ, МАРАТ АХМЕДЖАНОВ, АМИР КОЙШИБАЕВ, КОКШЕ АКПАРАТ.