ДИКТОР: В Кокшетау орудуют мошенники. В зоне риска пенсионеры, пожилые люди и женщины. Им же приходится возвращать миллионы банку. Что побуждает людей подписывать сомнительные документы, доверять свой мобильный телефон третьим лицам и приобретать товары плохого качества, разбиралась Александра Гауэрт.

РЗК: Всем известно, что вернуть некачественный товар потребитель имеет право в течение 14 дней. Однако не всегда такое правило работает. Хорошо продуманные схемы обмана и профессиональная работа психолога с покупателем могут оказаться слишком убедительными. Так кокшетауцам продавали массажные накидки на кресло практически за миллион тенге. В качестве ловушки - реклама об уникальности и  фирменности, к тому же обещают непременную скидку на товар в 30 процентов,  только сегодня и только сейчас.

СНХ: ЕРБОЛАТ КАРИМОВ – ЖИТЕЛЬ с. ЗАРЕЧНОЕ: 22 сентября был звонок на мой телефон, там девушка представилась Ириной. Она пригласила меня на презентацию массажных кресел. ++++скл 00.32 Мы с супругой, поехали в тот день, в 17.00 там были. Нас встретили. Состоялась презентация этих кресел. +++03,36 Нас там было человек 20. Многие оказались подставными. Где они взяли наши телефоны не знаю. Но выбрали тех, кто болел, инсультом, инфарктом.

РЗК: Далее после презентации массажных накидок, потребителям предлагали их купить. Бонус к товару - много подарков. И во всех случаях схема продажи некачественной продукции одна.

ТЕКСТ ДЛЯ ГРАФИКИ: Помещение с большим количеством людей, в частности рестораны, кафе. Здесь играла громкая музыка. Потребителей и потенциальных покупателей просили отключить телефон, чтобы не мешать презентации. Каждого усаживали в кресло с массажной накидкой и демонстрировали ее чудодейственность. Выбирали пожилых людей с хроническими заболеваниями. Оформляли онлайн-кредит через свой мобильный телефон. Давали подписывать грамотно составленный договор, чек не выдавали. И «заманчивая конфета» в конце - потребителей отвозили бесплатно домой.

ИНФОГРАФИКА:

ВНИМАНИЕ! КАК РАБОТАЕТ СХЕМА МОШЕННИКОВ

Отвлекающая внимание музыка

Нет возможности установить связь (отключен телефон)

Умелая демонстрация товара 

Потребители - пожилые люди

Онлайн – кредит

Грамотный договор

Бесплатное такси домой

К товару полагается множество подарков

РЗК: Вернувшись, домой, покупатель начинает искать товар в интернете. Узнает о его настоящей стоимости. А это от 18 до 30 тысяч тенге. Понимает, что товар японского производства оказался китайским, сомнительного качества. Документы не приложены, нет технического паспорта, нет инструкции по применению аппарата. Но есть кредит, оформленный на 5 лет. Только в октябре месяце в департамент по защите прав потребителя поступило 3 обращения.

СНХ: СВЕТЛАНА ЗАНЕГИНА – РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ:  Да действительно, к нам поступают обращения потребителей, по дорогостоящим накидкам массажным, сомнительного качества. Еще в мае месяце было 2 обращения. Алматинской фирмой было отказано в возврате денег, за проданный товар. ++++00.56 Нами был подготовлен проект претензия, фирмам, продавцам было разъяснено требование законодательства. В результате, мы добились и формы возвратили этим потребителям деньги.

РЗК: Потребителям вернули порядка 2,5 миллионов тенге. Но задолженность перед банком погашать все равно придется.  Это процентная ставка, налог и прочее.

СНХ: СВЕТЛАНА ЗАНЕГИНА – РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ:  Я хочу обратиться к потребителям, вы должны понимать, что и зачем вы покупаете. Будьте внимательны при покупке товаров.

АЛЕКСАНДРА ГАУЭРТ, БАУРЖАН СМАГУЛОВ, ДАРХАН МУЖУБАЕВ, КОКШЕ АКПАРАТ.