ДИКТОР: Водители автобусных маршрутов рано встают по утрам. Готовятся к трудовому дню, и, выезжая на первый рейс, наблюдают, как просыпается их родной город. С одним из представителей этой нелегкой и необычной профессии, водителем маршрута №16 в областном центре Айдосом Искаковым, познакомилась наша съемочная группа.
РЗК: Айдос Искаков окончил Кокшетауский политехнический колледж в 2003 году по специальности техник-механик. Рассказывает: «автобусником» стал еще в 12-13 лет, когда сопровождал родителей на маршрутах. В прошлом году отец Айдоса Галымтаевича вышел на пенсию. Сам он в свои 39 лет женат и воспитывает 3 детей, представляет молодое поколение работников автобусного парка.
СНХ: АЙДОС ИСКАКОВ – ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА: Труд водителя автобуса очень непростой. Проблема в том, что ранний подъем, поздний отбой, работа с пассажирами. Еще и гидом надо быть, город знать. +скл+ Нужно знать адресы и остановки. У меня это врожденное, с детства. Отец работал, и мама. В целом на маршрутных автобусах практически нет пришедших со стороны. Все приучены с детства, профессия передается по наследству.
РЗК: После окончания школы, Айдос Искаков служил в армии в городе Темиртау Карагандинской области. Работать в областном центре начал в 2005 году. Его трудовая деятельность продолжалась в столице во время проведения ЭКСПО-2017, затем за рубежом, в Москве. Вернулся на родину и с октября 2022 года по сегодняшний день работает в автобусном парке Кокшетау. По его словам, где бы ни находился, главное в работе – иметь подход к пассажирам.
СНХ: АЙДОС ИСКАКОВ – ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА: С пассажирами конфликтные и другие ситуации бывают разные. За целый день мы провозим плюс минус около 1000 пассажиров в день. Я один, их много. К каждому нужно найти подход. Мы не только водители автобусного маршрута, мы еще и как психологи должны быть. Каждому надо угодить. Есть и хорошие моменты: где-то благодарят, доброго утра пожелают. Ну и есть соответственно такие моменты, когда пассажир немного не в настроении, не в себе. Ну, у нас работа с клиентами: пассажир всегда прав. В первую очередь, это цель. То есть не нагрубить, к каждому лояльно подойти. В общем, в каждой ситуации пытаемся обойти острые углы, чтобы посадка была мягкой.
РЗК: В 20 лет, Айдос Искаков сел за руль маршрутного автобуса. Однако в нынешнее время, получение водительских прав категории «D1» – это долгий процесс, и молодого пополнения не хватает. Водителем автобуса может стать не каждый даже опытный автомобилист. Многие поколения начинали работать с детства, шли по стопам родителей – в этой профессии много трудовых династий, рассказывает директор автобусного парка.
СНХ: ОЛЕГ АГОЕВ – ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТОО «КОКШЕТАУСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ПАРК»: Искаков Айдос у нас работает около 9-и лет. Это наше так сказать новое поколение, молодые ребята, которые приходят и работают у нас. На сегодняшний день именно нового поколения нам недостает. Потому что в основном у нас работают люди уже предпенсионного и пенсионного возраста. Так как работа водителя городского транспорта – у нее определенная специфика и свои сложности. Как о водителе я могу сказать: молодой, энергичный, чистоплотный парень Молодой человек общительный, очень приятный, работоспособный.
РЗК: Представитель специфичной профессии, Айдос Галымтаевич рассказывает, что давно привык к необычным условиям труда – не может просыпаться позже 5-и утра даже в выходные дни. Отмечает важность ухаживания за своей машиной – поддерживать чистоту в салоне и вовремя проводить ремонт.
ЭЛЬМИРА ОСПАНОВА, МЕДЕТ КАИРКЕНОВ, КОКШЕ АКПАРАТ