ДИКТОР: Более 6000 лет звуки домбры льются на Земле. В честь это инструмента поют песни и даже ставят памятники. Вот уже более 30 лет житель Кокшетау Самат Кадралин посвятил созданию музыкальных инструментов из дерева. С творческим путём древесных дел мастера познакомился Василий Павлиди.


ИНТЕРШУМ: рабочий процесс

РЗК: 5-6 изогнутых досок составляют основной каркас будущей домбры. Именно от шанака зависит усиление звучания. Отмечу, вид древесины также играет роль. Изготовление национальных инструментов не легкое и далеко не быстрое занятие. В среднем у мастера уходит 4 дня на создание предмета, однако на некоторые особые экземпляры уходит до года работы. В своём мини-цеху мастер с 30-летним стажем Самат Кадралин экспериментирует с разными видами дерева.

STAND-UP: ВАСИЛИЙ ПАВЛИДИ – КОРРЕСПОНДЕНТ: Процесс изготовления музыкальных инструментов очень долгий и кропотливый, особенно если речь касается казахских национальных инструментов. Что же нужно для того, чтобы произвести качественное оборудование? Правильно, нужно хорошее дерево! Мастер использует в своих заготовках такие виды, как бук, дуб, орех, красное дерево, а также различные экзотические породы. На выходе из такой заготовки получается такая прекрасная домбра.

СНХ: САМАТ КАДРАЛИН – МАСТЕР:  По началу было интересно, думал, что открою Америку. Попробовал всё: и явор, бубинга, амарант, венге. Сейчас остановился на классическом варианте – это бук красный, американский орех. Дерева этого в Казахстане нет, приобретаем. С приобретением сейчас вопросов и проблем нет – интернет существует, рынок, торговля развиты. Сделал заказ в любой точке мира и получил. Вот сейчас взял эбен, орех, бук. Даже леску заказываем из Японии.

РЗК: В маленькой мастерской изготавливаются инструменты для больших сцен. Начинал мастер с любительских поделок из дерева. Сейчас же его инструменты бороздят просторы музыкальных школ, колледжей и академий, а также радуют глаз частных покупателей. В этом нелёгком деле ему стараются помогать внуки, которых Самат Каршалович с юных лет обучает азам работы с деревом. Старший внук помогает стругать, младший учиться выпиливать орнаменты для домбры.

СНХ: РУСЛАН КАДРАЛИН – ВНУК: Очень давно уже начал помогать. +скл+ Иногда могу стругать, иногда выпиливаю. Сейчас делаю новый орнамент на домбру. +скл+ Есть маленькая домбра, сделал её полтора года назад. Обычно делаю разные поделки для себя.

РЗК: В своё время мужчина работал в большой мастерской и обучал до 10 учеников. Расширять мастерскую Самат Каршалович не планирует. Работает один, говорит, что так готовая продукция получается качественнее. Место есть и для работы, и для сушки древесных пород. А количество изготовленных домбр мужчина уже давно не считает. Также мастер отмечает, что при работе всегда принимает во внимание критику. Это позволило его инструментам стать известными не только в Акмолинском регионе, но и заиграть на сценах по всему Казахстану.

ВАСИЛИЙ ПАВЛИДИ, АЛИШЕР ШАКУБАЕВ, КОКШЕ АКПАРАТ