ДИКТОР: Изменились условия возврата технически сложных товаров. В декабре 2021 года были внесены дополнения в Закон «О защите прав потребителей» касательно возврата технически сложных товаров ненадлежащего качества. В действующее законодательство введены новые понятия: «технически сложный товар» и «существенный недостаток технически сложного товара». Все подробности в следующем видеоматериале.
РЗК: Теперь в отношении технически сложного товара и его компонента потребитель вправе потребовать замены на товар аналогичной марки. Либо замены на такой же товар другой марки. Так же появилась возможность расторжения договора и возврата уплаченных денег, но это только в случае существенного недостатка технически сложного товара. Если неисправность незначительна, потребитель имеет возможность потребовать безвозмездное устранение недостатков товара, либо соразмерное уменьшение покупной цены с соответствующим перерасчетом разницы.
СНХ: СВЕТЛАНА ЗАНЕГИНА – РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: Например, потребитель не вправе требовать замену автомобиля на другой автомобиль, если требуется замена рулевой рейки или датчика массового расхода воздуха. В таких случаях потребитель вправе только требовать безвозмездного устранения недостатков в рамках гарантийных обязательств или соразмерного уменьшения покупной цены. Необходимость полной замены двигателя автомобиля можно отнести к существенным недостаткам, это требует больших расходов. Также к существенным недостаткам можно отнести случаи, когда при ремонте сроки поставки запасной части к автомобилю значительно превысили разумные сроки или сроки установленные договором.
РЗК: Изменены и сроки выполнения требований потребителя о расторжении договора купли-продажи и замене технически сложного товара.
ТЕКСТ ДЛЯ ГРАФИКИ: Например, при обнаружении потребителем существенного недостатка технически сложного товара и предъявления им требования о расторжении договора и возврате уплаченных за товар денег продавец технически сложного товара и его компонента обязан удовлетворить данное требование в течение трех рабочих дней.
ИНФОГРАФИКА:
Если обнаружен существенный недостаток:
1 – Нужно предъявить требования о расторжении договора продавцу;
2 – Потребовать возврат уплаченных денежных средств;
3 – В течение 3-х дней продавец обязан удовлетворить данное.
РЗК: Стоит отметить, что в областном центре участились случаи навязывания дополнительных функций автомобилям при покупке транспорта в салонах. От этого, естественно растет и стоимость товара. Однако согласно статье 24 закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» продавец обязан продать товар, согласно указанной стоимости оформленной ярлыком цен.
СНХ: МАКСАТ СЕИТОВ – ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: Если вы выбрали в автосалоне автомобиль, и готовы заплатить указанную в прейскуранте цену, но Вам заявляют, что вы должны докупить к этой машине ряд устройств который не входит в комплектацию, в этом случае согласно статье 28 «Закона о защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних товаров, обязательным приобретением других. Таким образом, действия автосалона является нарушением норм законодательства.
РЗК: В этом вопросе специалисты департамента могут оказать содействие. Помогут составить ряд претензий или предоставят контакты субъектов досудебного урегулирования спора.
АЛЕКСАНДРА ГАУЭРТ, ЖУРСИН ОМИРЗАК, КОКШЕ АКПАРАТ.