ДИКТОР: На сегодня существуют разные способы продажи товаров. Предусмотрена возможность покупать любую продукцию, не выходя из дома. Однако права потребителей в отношении качества и обслуживания часто нарушаются. В прошлом году в областной департамент по защите прав потребителей поступило 730 таких жалоб. Это, в первую очередь, говорит о росте потребителей, стремящихся защитить свои права.

РЗК: Большинство жалоб напрямую связаны с проблемами в секторе розничной торговли. Покупатели попадают в затруднительное положение, когда дело доходит до возврата или обмена товара.

СНХ: САМАТ САЙДАЛИН - ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ТОРГОВЛИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: Кроме того, 12% обращений касаются сферы ЖКХ, которая остается одной из наиболее проблемных для потребителей, а 10% — это жалобы на туристические услуги, а также вопросы общественного питания, образовательных и медицинских услуг. 7% обращений связаны с электронной коммерцией, где основными проблемами являются несоответствие описания товара реальности, отсутствие информации о продавце и трудности с возвратом средств.

РЗК: В прошлом году департаментом удовлетворено 83% жалоб. Потребителям было возвращено более 65 миллионов тенге. Одним из приоритетных направлений работы ведомства является контроль за ценообразованием, особенно на социально значимые товары. Проводится экспертиза электронных счетов-фактур. Это позволяет, прежде всего, выявить неэффективных посредников и наценки при продаже социально значимых товаров.

СНХ: САМАТ САЙДАЛИН - ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ТОРГОВЛИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: Хотелось бы уведомить потребителей и субъектов бизнеса, что с 1 апреля 2025 года вступает в силу изменения внесенные в Кодексе Республики Казахстан об Административном правонарушении, в случаи превышение субъектов торговли размера торговой надбавки свыше 15% будет облагаться административный штраф вместо «предупреждения» согласно пункта 1 статьи 204-4. КОАП РК в зависимости от субъекта предпринимательства.

РЗК: Стоит отметить, что в прошлом году по результатам проверок исполнения законодательства, экспертизы электронных счетов-фактур вынесено около 400 административных постановлений. Взыскано штрафов на сумму около 700 тысяч тенге. В основном необоснованно завышены цены на социально значимые продукты питания. В рамках проекта «Качественная Продукция» исследовано 53 вида импортной продукции. По его итогам выявлено 23 несоответствия санитарным требованиям и заявленным характеристикам. За совершение правонарушений наложен штраф в размере 886 тысяч тенге.

ЗАРИНА САПАРГАЛИЕВА, ТОГЖАН БАЙМЕНОВА, БАУРЖАН СМАГУЛОВ, КОКШЕ АКПАРАТ