ДИКТОР: Около тысячи акмолинцев обратились с начала года в областной департамент торговли и защиты прав потребителей. Гражданам оказана помощь в возврате денежных средств на общую сумму более 43 млн. тенге. Выявляются и факты необоснованного завышения цен на социально значимые продовольственные товары. Какая работа ведется в регионе для защиты законных интересов потребителей, расскажет моя коллега.
РЗК: На стабилизацию цен из областного бюджета выделено почти 3,5 млрд. тенге. Для обеспечения потребности городского населения, законтрактованы овощи из осеннего урожая 2025 года. Запас товаров в стабфонде составляет свыше 4 тысяч тонн. Эта продукция реализуется в ряде магазинов Кокшетау. При этом, некоторые недобросовестные предприниматели все еще завышают цены на социальные продукты.
СНХ: САМАТ САЙДАЛИН – ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ТОРГОВЛИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: В рамках проводимой работы по выявлению посреднических схем и недопущению необоснованного завышения цен на социально значимые продовольственные товары было зафиксировано 174 факта нарушений со стороны субъектов бизнеса. В результате проверок к административной ответственности в виде предупреждений были привлечены 7 предпринимателей. В отношении 167 субъектов бизнеса наложены административные штрафы на общую сумму 1,5 млн. тенге. При этом 7 субъектов нарушили требования повторно. То есть, превысили торговую надбавку более 15%.
РЗК: За 9 месяцев 2025-го года, областным департаментом торговли и защиты прав потребителей положительно разрешены 628 обращений жителей. Остальные находятся в работе. В основном, меры административной ответственности применяются потому, что предприниматели не исполняют требования законодательства. На претензию потребителя необходимо отвечать в течение 10 календарных дней.
СНХ: САМАТ САЙДАЛИН – ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЛАСТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ТОРГОВЛИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: В рамках работы по обращениям граждан были организованы и проведены 20 внеплановых проверок, по результатам которых 20 субъектов предпринимательства привлечены к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов составила порядка 300 тысяч тенге. Кроме того, в ходе рассмотрения обращений установлены многочисленные факты нарушения требований статьи 33-2 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» согласно которой продавец обязан в местах реализации товара размещать информацию о контактных данных уполномоченного органа и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, вплоть до адреса и номера телефона. Вот такие примерно уголки потребителя должны быть размещены у каждого ИП, который продает товар или оказывает услугу.
РЗК: Отметим, с 25 сентября по 30 октября 2025 года в регионе проводится республиканская акция «Береке Fest». Фермеры поставляют продукцию напрямую в торговые сети, без посредников. Эта инициатива направлена на стабилизацию цен на товары первой необходимости и поддержку отечественных производителей. Тем самым, стимулируется внутренний спрос, а жители получают качественные продукты по доступным ценам.
ЭЛЬМИРА ОСПАНОВА, ПАВЕЛ СОЛОВЬЕВ, АЛМАС САДВАКАСОВ, КОКШЕ АКПАРАТ.